Адаптация от uTemplate
 

 

Формирование культуры здоровья посредством игровой деятельности

                                                                                                                                                                Воспитатель Михеева З.С.


Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. В отношении к здоровью проявляется уровень сформированности мотивации здоровьесберегающего поведения.

Выделяют несколько компонентов отношения к здоровью.

1.  Ценностно-смысловой   компонент   отношения   к   здоровью    (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье).

2.            Когнитивный  компонент (система знаний  о  здоровье,  способах  его сохранения).

3.            Эмоционально-волевой компонент (принятие решения быть здоровым).

4.            Поведенческий  компонент (конкретные  поступки,  действия,  навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).

Перечисленные компоненты мы можем наблюдать у подростков, старшеклассников, взрослых людей. А что же дети дошкольного возраста? Конечно, мы не ждем осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него.

Эмоционально-волевая сфера ребенка еще находится в стадии формирования, поэтому можно активно влиять на этот процесс, повышая мотивацию здоровьесберегающего поведения. Поведенческий компонент отношения к здоровью предполагает конкретные поступки, следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни.

Формирование у детей дошкольного возраста и в дошкольных учреждениях, и в семье правильного отношения к своему здоровью, безусловно, позволит укрепить их физическое здоровье. Этот процесс имеет свои отличительные черты, в значительной степени зависит от возрастных физиологических и психологических особенностей детей, а также от типов и стилей семейного воспитания, особенностей поведения родителей и окружающих взрослых людей.

Пожалуй, никто из родителей и воспитателей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими  его  близкими  людьми.  Точно также  и  отношение  детей

младшего возраста к своему здоровью, и формирование внутренней картины здоровья в значительной степени определяются влиянием окружения. До трехлетнего возраста ребенок не может самостоятельно отмечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте он испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех физиологических систем организма. На этой ступени развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт. В этот период очень важным является процесс соединения образа и слова. Причем в психике ребенка возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больной» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» - с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые с особым вниманием должны относиться к формированию образно-словесных ассоциаций и препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекций, прививки и др.), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения, - с другой. Например, каждый из взрослых видел детей, которые от одного слова «врач», «укол», «таблетка», впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить только со страхом перед большой опасностью.

Часто взрослые, пытаясь помочь ребенку, подготовить его к той или иной процедуре, связанной с болью своими жестами, мимикой, позой еще больше пугают малыша. В конечном счете это приводит к тому, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз, формируется в соответствующий рефлекс, что служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Отношение ребенка к своему здоровью связано с теми оценками, которые дают взрослые при общении с ним. Эти оценки взрослых ребенок воспринимает, а дальше использует как критерии определения своего собственного мнения и действий, связанных со здоровьем. Приведем примеры этого. Очень часто заботливая мама или бабушка активно перекармливает ребенка, приговаривая «Ешь побольше - здоровым будешь». В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Однако психологи, исследовавшие особенности взаимоотношений детей, установили, что наименьшей популярностью пользуются дети, склонные к полноте, и «толстяки». Да и сами взрослые так же относятся к полным детям, хотя и стараются не демонстрировать это отношение в непосредственном общении.

Общение взрослых и детей дошкольного возраста оказывает огромное воздействие на формирование целостного образа «Я» у детей, в котором немаловажное значение имеет физическая сторона (физическое «Я»). Отсюда

следует, что отношение ребенка к своему здоровью включает и отношение к своему телу. Очень часто взрослые совершают грубые психологические ошибки, когда в общении с ребенком проявляют негативное отношение к его внешности («Какой ты неуклюжий», «Ой, какой ты пухленький»).

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Результаты психологических исследований показывают, что физические недостатки, рост, вес воспитателей, родителей оказывают влияние на общение ребенка и взрослого, а следовательно, и на результаты этого общения. Человек, который и сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать противоположное отношение к здоровью у ребенка. Дети чувствуют, как относятся к здоровью близкие ему люди. Например, если мать полностью сконцентрирована на своем недуге, то это может повысить тревожность детей и даже привести к развитию психических отклонений. Лечение болезни взрослого и изменение отношения взрослого к своему здоровью вместе с психотерапевтической работой с ребенком позволяет преодолеть эти расстройства психики.

О формах общения взрослых с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идет о формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, так как способы прямого воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указание. Когда же во взаимодействии ребенка со взрослым участвует любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и др.), эта последняя чаще всего и становится действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке осуществлять все необходимые действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола. Это все найдет отражение в дидактических играх. Подобный прием можно использовать для подготовки ребенка к определенным неприятным процедурам (инъекциям, прививкам, санации полости рта и др.).

Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка - это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. Следует отметить, что привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык - это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия). Например, если ребенок научился хорошо кататься на коньках или на лыжах, то он с удовольствием будет проводить на коньках или лыжах свой досуг.

Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. С.Я. Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Так, в возрасте 3-4 лет ребенок должен не только уметь сам раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи,

ставить на место свою обувь. И если ребенок не научился это делать, значит, он отстает от своих сверстников.

В 7 - 9 лет ребенок, независимо от пола, обязан после еды вымыть посуду, убрать со стола, это действие должно стать привычным.

Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому родители, воспитатели, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребенка впервые. Когда взрослые будут учить ребенка одеваться или раздеваться, то обязательно должны проследить и за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место. Обучая мыть руки мылом и чистить зубы, следует обратить внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идет формирование привычки. Например, не все дети любят купаться. Некоторые из них кричат, сопротивляются, не дают мыть голову, даже вырастая, учась в школе, некоторые из них сохраняют отрицательное отношение к купанию. Этот факт можно объяснить только следующим: отсутствует привычка купаться, а это, в свою очередь, связано с неудачными подкреплениями (слишком горячая вода в ванне, раздражение слизистой глаз мыльной водой и др.).

Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребенок обязательно хорошо выспался, а упражнения не были трудными.

Следует особо отметить, что для формирования положительных привычек большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное подкрепление ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, громко говорить, курить и др.).

Искоренить возникшие вредные привычки довольно сложно. От родителей и воспитателей потребуется терпение и выдержка, они должны будут повседневно помогать своему ребенку. Значение привычки в воспитании детей отмечалось в пословицах, передавалось из поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом», «Привычку - не рукавицу. Не повесишь на спичку».

Отношение ребенка дошкольного возраста к своему здоровью зависит от того, насколько удовлетворены его потребности, а также от стиля семейного воспитания.

Удовлетворение потребностей ребенка в семьях проявляется по-разному. Это может быть постоянное потворство ребенку, когда родители стремятся к максимальному некритическому удовлетворению любых его потребностей. Нередко встречается игнорирование потребностей ребенка, особенно духовных, потребностей в эмоциональных контактах, в общении с родителями. Удовлетворение потребностей зависит от материального благополучия семьи, понимания родителями насущных потребностей ребенка, личностных особенностей самих родителей и их личностных установок и стереотипов. Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье ребенка - важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребенка нередко носит формальный характер. На вопрос: «Что нужно ребенку, чтобы он был здоров?» большинство родителей утверждают: «Хорошее питание», «Свежий воздух», «Хорошее медицинское обслуживание» и так далее. Почти никто из них не отмечает, что для здоровья ребенка важно и полноценное общение с ним, и эмоциональные контакты, особенно в раннем возрасте.

Крайне негативное влияние на формирование отношения ребенка к своему здоровью и развитие внутренней картины здоровья оказывают ранние психические депривации (лишение ласки, заботы, тепла).

 

 

                                                                                                                                                   

Меню сайта

...

Форма входа

Наш опрос

Оцените работу нашего детского сада
Всего ответов: 295

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта



Фед. центр информационно-образовательных ресурсов

"Единое окно"

Федеральный образовательный портал

Туристический портал г. Белгорода

Министерство образования и науки РФ

Управление образования администрации г. Белгорода

Департамент здравоохранения и соц. защиты Белгородской области

Белгородский Государственный Театр Кукол

Народная экспертиза

...